КАМЕНЬ КАК ИСТОРИЯ
Археология
различает три основные эпохи в древней истории Европы: каменный,
бронзовый, железный. Каменный век — самый длительный. В это время из
камня строилось жилище, он был основой при изготовлении орудий труда,
оружия для защиты от диких зверей.
Будучи столь важным для людей с практической точки зрения, камень быстро
стал для людей не только материалом, но и объектом преклонения.
Огромное значение камень имеет у всех без исключения народов мира, что и
отображено в их устной народной традиции, легендах, мифах, ритуалах и
поверьях. Камень присутствовал во всех сакральных обрядах. Его
использовали в жертвоприношениях...
...Пирамиды египетских фараонов, белоснежные каменные соборы
средневековой Руси, древний мегалитический Стоунхэндж — эти и многие
другие памятники истории и археологии позволяют воспринимать камень как
нечто незыблемое, неподвластное течению времени.
Из камня строили дома.
Камнем ограждали усадьбы и города.
Древние греки из камня возводили тенистые каменные гроты, создавали
скульптуры из белого мрамора и даже мостили этим материалом дороги.
Древние римляне мраморной крошкой декорировали аллеи при виллах;
устанавливали из камня скульптуры, фонтаны, бассейны, каменные ложа,
знаменитые термы. Все это делалось с роскошью и размахом с
использованием лазурита, порфита, мрамора. Обширные дворцово-парковые
ансамбли эпохи барокко требовали объемных и однородных покрытий. Тогда в
качестве мощения стал применяться гравий. Им декорировали дорожки,
площадки, партерные цветники, приподнятые клумбы. Из камня делали
скульптуры, садовые вазы. Камнем обрамляли водоемы.
Все величие регулярного сада было заковано в каменные одежды.
С
приходом моды на пейзажные сады (Англия, конец XVIII века) популярными
становятся арки и стены из природного камня, что было характерно для
очень больших усадьб. Там же возродились античные гроты, в которых
присутствовали скульптуры и фонтаны из камня. Вошел в моду прием
«руины», ставший в то время атрибутом многих ландшафтных садов. Прямые
гравийные дорожки, характерные для регулярных садов, изменили на
извилистые, выложенные из «дикого» камня. Скульптуру «состаривали».
Покрытая мхом, она лучше вписывалась в структуру ландшафтного сада.
Приобрели ценность крупные, нетронутые вмешательством человека формы
камней. Их устанавливали на вершине холма рядом со старым деревом или на
открытой лужайке. Каменные аксессуары: фонари, скамейки, поилки для
птиц, солнечные часы, подпорные стенки, фонтаны отличались минимальным
вмешательством человека. Грубые необработанные формы переключали
внимание с самого изделия на непосредственно форму и фактуру камня...
Сегодня в садах можно встретить самые разные садовые композиции с
использованием камня. Для их создания успешно применяют в основном камни
таких пород как известняк, доломит, ракушечник, песчаник, кварцит,
сланец, мрамор, гранит, жадеит, яшму, диабаз, базальт, туф, травертин,
кварц различных форм и размеров — гальку, булыжник, валуны, каменные
плитки, всевозможные гравии и каменные крошки. Использование камня во
многом зависит от того, где он будет лежать, какую роль ему надлежит
выполнять, какой он породы и каковы его характеристики.
Каппадокия. Турция.
Каппадокия
– историческое название местности на востоке Малой Азии на территории
современной Турции. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом
вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс.
до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со
времен ранних христиан. Национальный парк Гереме и пещерные поселения
Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«12 Апостолов». Природный памятник из камней. Австралия, побережье океана.
Группа
скал «12 Апостолов» – одна из самых известных достопримечательностей в
Австралии. Эта живописная группа известняковых утесов раньше называлась
«Свинья и поросята», но в 1950 году для привлечения туристов
переименована в «12 Апостолов». Эти каменные столбы – остатки прежней
береговой линии. Каменные скалы словно стоят на страже в декорациях
обрывов и открытого океана. «12 Апостолов» насчитывает 10–20 миллионов
лет. К нашему времени сохранилось только 8 из 12 первоначальных
Апостолов. В зависимости от времени дня и погоды цвет скал постоянно
меняется.
«Пуп Земли». Греция, храм Аполлона в Дельфах.
Величайшее
святилище Эллады. Хранился в Древней Греции. В античной литературе мы
встречаем представление о Дельфах как о центре не только Эллады, но и
всего обитаемого мира. Пуп земли совмещает оба соотносимых объекта – пуп
человеческий и пуп вселенский, которые при этом обозначаются одним
словом – в древнегреческом это «omphalos».
Дольмены — (tol — стол и men — камень) древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определенной формы. Встречаются практически во всех странах мира. Долмен в простейшем варианте — это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант — 3 камня, поставленные в форме буквы П. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики. Согласно одной из гипотез, тяжелые глыбы перетаскивались по деревянным валикам с помощью кожаных ремней. Чтобы переместить покровные плиты вверх, делалась насыпь из песка и глины. Под многими дольменами обнаружены захоронения людей, но, как было установлено современными исследованиями, захоронения эти относятся к более поздней эпохе, нежели строительство. Но для каких целей на самом деле строились дольмены, доподлинно неизвестно.
«Золотые ворота Карадага». Украина, Крым, Коктебель.
Между
Судаком и Феодосией над морем поднялись руины древнего вулканического
массива Карадаг. Черные обрывы нависают над бухтами. Стены глубоких
ущелий гигантскими ступенями поднимаются к небу. Причудливые фигуры
изваяны ветром и непогодой. Среди них есть Шайтан, Пряничный конь,
Сокол, Король, Королева и Трон, нависший над бездной. Из моря выступают
Золотые Ворота Карадага, или – Ворота счастья. Говорят, что того, кто
проплывет под ними вплавь, на лодке или катере и бросит монетку –
ожидает успех.
КАМНИ В МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ
Подготовил Ростислав Демидович
Камень был столь почитаем народами мира,
что обрастал легендами и мифами. Например, всем известно выражение «пуп
земли». И он действительно существует — находится в Греции, в храме
Аполлона в Дельфах — величайшем святилище Эллады. Легенда гласит, что
когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса новорожденного Зевса,
дала ему вместо младенца завернутый в пеленки камень, который и был
проглочен Кроносом. Извергнутый Кроносом, он был помещен в Дельфах как
центр Земли и стал почитаться как святыня.
Восточные славяне почитали камень как некую основу, центр мира или
замок, скрепляющий небо и землю. Особо преклонялись перед следовиками.
На таких валунах были видны углубления, напоминающие отпечаток ступни.
Считалось, что его оставили великаны, герои, а в христианской традиции —
святые. Славяне-язычники почитали священные камни — огромные валуны
причудливой формы, которые посвящались конкретным богам. Между Овручем и
Житомиром есть девять священных камней под названием «Ольгины бани».
Они, согласно легенде появились на месте церкви, разрушенной языческими
богами, которую построила княгиня Ольга.
Древние славяне использовали камень для обезвреживания опасности, чтобы
ее источник стал неподвижным, как камень. Чтобы предохранить колодец от
порчи древние поляки бросали туда камень. А сербы на день св. Саввы (27
января), раскаляли на огне камень: они считали, что после такого ритуала
ни один волк не нападет на скотину. Крепость и нерушимость камня стала
определяющей для магических ритуалов, которые способствовали сохранению
здоровья. В язычестве у чехов, поляков, болгар, украинцев существовал
ритуал: во время первого грома трижды ударять себя камнем по голове,
чтобы она не болела. Очень древний характер у славян имеет мотив
происхождения человека от камня. Согласно белорусским поверьям, если под
супружеской постелью положить камень, то жена обязательно забеременеет
мальчиком, а если черепки битой посуды – то девочкой. Потому что мужчина
якобы рождается на камешке, а женщина – на черепке.
В русских былинах и сказаниях герои нередко превращаются в камень, так
как он отождествлялся с неподвижностью и постоянством, или заключаются в
него, что ими потом осмысливается как сон. Ярким примером такого
перевоплощения может служить судьба богатыря Михайла Потока, которого
освобождают из каменного плена Илья Муромец и Добрыня. Также в древнем
славянском фольклоре камень ассоциируется с неизбежностью и роком. Это
знаменитый камень на перепутье, предвещающий богатырям былин будущее...
Автор: Светлана Витовцева, ландшафтный дизайнер, член Союза дизайнеров Украины
Источник: Ландшафт. дизайн