Стеклянная история
Вряд ли некто Михаил Федорович, в то далекое время — царь-государь всея Руси, мог догадываться, что, повелев в 1635 г. устроить первый стекольный завод и выписав для руководства оным Елисея Кохта из Швеции, тем самым положит начало большой промышленности. Тем не менее, пусть не сразу, но это произошло. А не сразу, потому что требовались для стекольного дела серьезные капиталовложения, которые конкуренты Кохта из стеклопромышленников делать не торопились. Ждали царских поощрений, да, как нынче бы выразились, грантов. Дождались лишь с восхождением на престол Петра I, который не только способствовал начинаниям, но и лично отправлял мастеров в Европу для обучения стеклоделию. За государственный счет он открыл два завода, предварительно заручившись согласием немцев: дескать, те будут курировать их, а также обучать мастеровых на местах. С появлением людей, четко представляющих всю технологию, стекольная промышленность стала ,бурно развиваться: Мальцевские заводы, завод Бахметьева в Пензенской губернии, Императорский стеклянный завод под Петербургом… Работали чаще с древесным топливом; оборудование находилось на недостаточно высоком уровне, в отличие от ручной обработки, уже тогда практически доведенной до художественности. В общем, сложились предпосылки для того, что мы называем «искусством стеклодувов», то есть, когда голь хитра на выдумки, а потому творит вещи неординарные, талантливые, яркие и вызывающие подчас удивление у своих, более технологически оснащенных коллег.
Впрочем, это, конечно, не совсем о сегодняшнем дне. То есть талант и неординарность у нас все те же, но и технология от них не особо отстает. Теперь нам подвластны очень многие варианты общения с этой легкой одухотворенно-эстетической субстанцией, именуемой стеклом, а современные склейки, сплавки, способы обработки кромки и поверхности позволяют сделать из него практически любой предмет интерьера. Межкомнатные двери и перегородки; отдельные стеклянные элементы и полностью изготовленные из стекла «стены», существующие автономно от каких-либо каркасных конструкций; офисная мебель, выдерживающая вес оргтехники; лестницы с прозрачными ступенями, отвергающими устоявшиеся стереотипы хрупкости и ненадежности этого материала; барные стойки; стулья и даже кресла, — фантазиям дизайнеров нет числа, как и способам обработки материала. Легкость и чистота линий, элегантность форм и функциональное многообразие, — очень сложно переоценить роль стекла в формировании современного стильного интерьера. Все понимают, что выбор материала при изготовлении любого его предмета зависит от функциональной и эстетической нагрузки последнего. Нередко возникает вопрос: неужели стекло, традиционно считавшееся таким ломким, выдержит? Конечно, для изготовления мебели оно обычно используется толщиной от 6 до 19 мм. В любом случае опасаться, что поверхность может «спасовать», не стоит, ведь материал, хотя и хрупкий, но обладает большим сопротивлением давлению. Так, стеклянный квадрат размером 100x100(1,5 cм спокойно отнесется к нагрузке до 100 кг.
Стекло может оставаться прозрачным, а может быть матовым, с узорами и рисунками, в том числе цветными; может иметь фигурную обработку краев, что позволяет обходиться без рамки, или быть изготовлено в технологии «крэш» («разбитый» эффект). Ваше жилище, украшенное стеклянными деталями, не перепутать ни с каким другим: напоенный светом декор подчеркнет его своеобразие и оригинальность. Необязательно использовать самые лучшие и дорогие отделочные материалы, иногда достаточно одного штриха, чтобы полностью преобразить свой мирок, и использование стекла в интерьере — это именно тот случай. Причем, в стеклянной иерархии особую ценность имеют вещи, исполненные «гутным» способом. Они, как правило, толстостенные и достаточно весомые, словно предназначены для жизни в свободном пространстве. Им мало двух измерений, хочется покрасоваться своей формой, дать оценить фактуру и насыщенный богатый цвет.
Но не только эстетические качества отличают изделия из стекла. Это экологически чистый материал, ибо в основе — расплавленный песок, абсолютно безвредный для жизни. Есть еще одно большое и полновесное «за»: а именно — уникальная прозрачность стекла. Попробуйте акцентировать внимание на каком-либо стеклянном элементе. Очень скоро у Вас возникнет ощущение свободы, воздушности, чистоты. Сочетаясь же с зеркалами, стекло создает удивительный эффект увеличения помещения. Впрочем, сами зеркала — это тоже из него… Чего уж там, они могут стать главной «изюминкой» Вашего дома, связными разных стилей и командирами всего интерьерного парада.
Поразительно, как столь хрупкий материал способен обретать тысячи форм. Однако в расплавленном виде стекло становится подвижным, легко принимает изгибы, нарисованные фантазией мастера, почти всегда добавляя нечто и от себя, а потом засыпает. Зеркала — это особый вид «стеклянного» дизайна. Вопреки бытующему мнению, время прямоугольников не прошло. Большое, вытянутое в длину зеркало, висящее в гостиной, — это динамичный, даже кинематографичный портрет в интерьере. А вертикальное зеркало — парадный канонический портрет, очень статичный и представительный. Сочетания статики и динамики можно добиться размещением рядом двух, а то и трех крупных зеркал при отсутствии искажения светопреломления и цветопередачи. Рекомендуют такое решение эмоциональным, активным и творческим натурам. Обратите внимание на рамы — они должны быть легкими, почти прозрачными. Часто вместо скучной рамы края просто отделывают фацетом, украшают узорами, аппликацией из кусочков стекла и подсветкой. Кстати, сами они тоже могут использоваться для моделирования освещения. И нет необходимости в большом количестве зеркал — нужно одно, отражающее свет окна в теневую часть комнаты. Подсветка стекла оживляет его, создавая причудливые формы бликов, поскольку понимает: без правильного освещения ни один элемент не будет себя чувствовать легко и непринужденно. Одним нужно искусственное освещение и темный фон, другие предпочитают яркое солнце, особенно расположены к свету многоцветные изумительные композиции — витражи.
Их хрупкая душа — это душа самого художника, она не может повторяться, быть дешевой или поощрять тиражирования. Настоящий наборный витраж проживает неповторимую, насыщенную красками жизнь, и вместе с преломляющимися солнечными лучами оживляет интерьер. Микс из разноцветных стекол, сгруппированный согласно идее и рожденный нервными пальцами творца, способен сыграть на струнах цветового наполнения помещения. Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен, как долговечно стекло. Но не только окна могут похвалиться его к ним благосклонностью: интересно смотрятся витражные композиции и на стеклянных крышах атриумов, и в декоре межкомнатных дверей. К слову, использование стекла в межкомнатных дверях — отнюдь не новшество, просто за последние годы оно стало более выразительным, потянув за собой моду на сплошные стеклянные двери, а зачастую, даже входные.
Стекло в интерьере вообще как нельзя лучше сочетается с принципами жилища будущего — визуальной открытостью, неразрывной связью с природой, экологичностью. Человечество все больше любит свет. Прозрачное пространство, растворяющиеся в воздухе предметы обстановки, многомерность — все это модно, актуально и очень естественно. Пусть медленно, но все же наша архитектура становится все более «европейской». Планка требований не только к внутреннему убранству наших жилищ, но и к фасадам зданий, входным узлам, оформлению первых этажей центральных магистралей поднимается все выше, стремясь больше не опускаться ниже понятия «качественно». Стеклянные вращающиеся тамбуры, идеально ровно смонтированные витрины, зеркальные фасады, в которых отражается небо, — теперь все это можно встретить не только в западных журналах и рекламных проспектах. Стеклу больше не приходится стесняться, оно набрало силу и смотрит далеко вперед.
Автор: Кадрина Айситулина
Источник: Eurostroy.spb.ru