Стили мебилировки жилья
На протяжении всего XX века в производстве мебели бытового назначения устойчиво наблюдаются три стилистических течения. С некоторой долей условности их можно назвать художественно-конструкторским, стилизаторским и авангардистским.
Первые два сегодня широко представлены в ассортименте изделий как отечественного, так и зарубежного производства во многих крупных мебельных магазинах. Образцы третьего, авангардистского, направления появляются в продаже у нас, к сожалению, редко; познакомиться с ними, по большей части итальянского и французского происхождения, можно главным образом на международных выставках и ярмарках.
Краткая справка о происхождении и основных особенностях этих стилистических направлений.
Художественно-конструкторское направление
Художественно-конструкторское направление зародилось в проектировании мебели на рубеже XIX и XX веков в рамках широкого стилевого течения «модерн» (от латинского слова modernus – «новый, современный»). Новый стиль воинственно отверг господствовавшие в то время многовековые декоративные традиции мебельного искусства, выработанные в рамках исторических стилей барокко, рококо, классицизма. Основными этапами развития мебельной стилистики в данном направлении явились работы мастеров Баухауза (высшей школы строительства и художественного конструирования, Германия, 20-е годы) и индустриальный дизайн 50–60-х годов, занявший лидирующее положение в производстве мебели и всех прочих промышленных изделий. Этот успех современного дизайна в значительной мере объясняется тем, что он смог решить крупную социальную задачу послевоенного периода – обеспечить промышленность проектными решениями, которые отвечали требованию быстрого наращивания объемов массового производства сравнительно недорогих изделий.
Главный принцип художественного конструирования – ничего лишнего в формах изделий сверх необходимого с функциональной, технологической и конструкционной точек зрения. Как следствие, художественная выразительность или, если хотите, красота предмета мебели достигается исключительно с помощью логичности построения их формы, гармоничных пропорций целого и частей, ритмического членения (например, фронта шкафов на секции и отделения между полками), эффектного сочетания разных материалов (например, древесных или эмалированных поверхностей со стеклом, металлом крепежных элементов, тканью и т.п.). Художник отказывается от применения каких-либо средств декоративной отделки предмета – резьбы, инкрустации и пр. Исключение составляют только природная текстура древесины, в том числе ее имитация из синтетических материалов – ткани, как правило, гладкие или с геометрическим рисунком, и рельефно-рисунчатое стекло.
Типичными представителями данного стилевого направления являются многочисленные, продаваемые сегодня в магазинах шкафы и шкафные «стенки», наборы кухонной мебели, стулья, диваны, кресла, кровати и т.д. отечественного и зарубежного производства (в основном из Германии).
Ретроспективное направление
Стилизаторское, или ретроспективное, направление широко представлено на любом европейском мебельном рынке изделиями, в формах которых отчетливо просматриваются характерные элементы стилистики какого-либо исторического стиля, большей частью таких, как барокко, классицизм, ампир и реже модерн XIX – начала XX веков (но не той ветви модерна, на которой выросло художественно-конструкторское направление). Основные элементы стилистики, заимствуемые из прошлого: для шкафов – рельефные и плоские узоры растительного характера или профилированные ложные рамки на дверях, завершающие прямые или изогнутые профилированные карнизы; для мягкой мебели и кроватей – гнутые или точеные ножки, в том числе с резным декором, фигурные резные спинки, локотники и другие конструкционные детали, обивка гобеленом и др.; для столов – опоры, аналогичные ножкам мягкой мебели, фигурные столешницы и верхние крышки, как правило, декорированные растительным узором в технике интарсии или инкрустации, а также декорированные выдвижные ящики. Применение всех этих средств художественной выразительности, требующих дорогостоящих материалов и сложных технологий, резко увеличивают стоимость изделий. БЧльшая часть импортной мебели, представляющей собой стилизацию «второго барокко» и классицизма, завозится на наш рынок из Италии, Румынии и Франции.
Важно отметить, что сегодня заметную часть рыночного ассортимента составляет мебель «смешанного», эклектичного стилевого типа, создаваемая в основе по принципам художественно-конструкторского направления, но «принаряжаемая» каким-либо декором. Такая экономичная стилизация особенно характерна для шкафных «стенок», столов, кроватей отечественного производства проявляется также в использовании для обивки мягкой мебели и стульев тканями с растительно-узорочным рапортом. Художественное достоинство такой мебели зачастую весьма сомнительно и даже курьезно, подобно тому, что получается, если даме в строгом деловом костюме надеть на голову шляпку с розами и бантами.
Особую, этнографическую, ветвь экономичного ретроспективного направления представляют изделия, для украшения которых использованы ненациональные декоративные мотивы прикладного искусства какого-либо народа, например, татарского, удмуртского, якутского и др. Из всех европейских стран это явление наиболее характерно для России.
Авангардное направление
Авангардное направление в проектировании мебели – это радикальное новаторство в формах и конструкциях изделий, в частности с использованием новых, ранее не применявшихся материалов и технологий, это поиск принципиально нового их образа, а главное – новых, непривычных, но достаточно разумных взаимодействий между вещью и человеком. Таким образом, каждый, кому предстоит приобретение мебели, оказывается сегодня перед непростой проблемой выбора стиля меблировки своего жилья в целом или его отдельного помещения. Непростая она потому, что решать ее приходится исключительно самостоятельно, «своим умом», так как здесь никто не может дать вполне веских рекомендаций. Стиль – дело вкуса и личных материальных соображений. Однако можно сделать некоторые предостережения общего характера.
Стиль и хороший вкус
О вкусах не спорят, но... никто не хочет, чтобы о нем говорили за глаза, что у него плохой вкус. А такое мнение возможно, если:
1. приобретаемая вещь принимается за красивую только потому, что она стоит дороже других;
2. помещение меблировано вещами разного стиля;
3. выбранная мебель физически или зрительно слишком загромождает помещение, по своим размерам не соответствует ему.
Нужно учитывать, что разработчики мебели, в том числе и самой дорогостоящей, вовсе необязательно люди с отменным вкусом. К тому же, им нередко приходится подстраиваться под технические возможности и мышление изготовителя мебели в ущерб ее художественному качеству. Особо велик риск оказаться владельцем безвкусной мебели как отечественного, так и зарубежного производства, если она относится к разряду стилизованной мебели. В совершенстве применять декоративный арсенал давно завершившихся художественных эпох в изделиях сегодняшнего производства, предназначенных для современного типового жилища, – дело весьма сложное, доступное лишь исключительно талантливым проектировщикам. Меблировка помещения предметами разного стилевого характера получается удачной, а то и просто великолепной, только при условии, что все компоненты интерьера, как мебельные, так и прочие, включая отделку стен, двери, окна, светильники и т.д., образуют сложное композиционно-художественное единство. Для его достижения требуются профессиональная подготовка и талант, по меньшей мере, природное чутье, за обладание которым никто из нас всерьез поручиться не может.
Проще выполнить требование соразмерности мебели помещению. Во-первых, мебель не должна затруднять передвижение людей по помещению, доступ к другим предметам частого пользования. Для этого нужно свести к необходимому минимуму количество предметов мебели и их собственные габариты. Во-вторых, мебель не должна зрительно загромождать помещение. Здесь есть критерий оценки: величина полезной, а именно – видимой, площади пола и стен. Чем меньше эти величины, тем более стесненным, «сжатым» кажется помещение. Более всего отрицательный эффект порождают шкафы, особенно мебельные «стенки» с антресольными секциями, а также кутаные (без ножек) диваны и кресла.
Другой источник того же эффекта – перегруженность формы изделий множеством деталей, тем более объемных, что нередко наблюдается в образцах стилизованной мебели. Исторические прототипы изделий этого рода создавались для помещений весьма просторных и с высоким потолком. В целом наиболее приспособлена к условиям современной квартиры массовой жилой застройки мебель художественно-конструкторского направления, которое, собственно, и ставило перед собой цель решить эту задачу. Его слабое место – секционные шкафные «стенки», но оно преодолевается в тех образцах, у которых нет антресольных секций или общая протяженность фронта (до 3 м) допускает их установку по короткой стене помещения, как правило, напротив окон.
Стиль и настроение
Каждый стиль обладает способностью настраивать человека на определенный, свойственный ему лад. Причем этот эффект производит любой носитель стиля, будь то городской пейзаж, мост через реку, отдельный дом, интерьер, мебель, одежда или, скажем, утюг.
Для обстановки жилья в стилистике художественно-конструкторского типа характерна «деловитость» в широком смысле этого слова, допускающем большой спектр оттенков делового настроения: от торжественности до интимности, от веселости до унылости и т.п. Такая вариантность возможна благодаря различным композиционным средствам решения ансамбля предметов мебели и каждого из них в отдельности, таким, как их размеры, членение, пропорции, цвет, фактура, контраст и др.
Интерьер и его меблировка, стилизованные в духе исторических стилей, вызывают ощущение «праздничности» и даже «праздности» быта, также в широкой гамме оттенков, включая впечатление снобистской гордости хозяев за свое благосостояние и общественное положение, возможно, только мнимые. Они внушают чувство стабильности жизни, провоцируя на консервативное, почтительное поведение. Авангардистской стилистике свойственно, напротив, рождать настроение «интеллектуальной богемы» – раскованности и острой сопричастности современному прогрессу.
Хочется предостеречь от проигрышного простейшего подхода к меблировке жилья – от полного стилистического единообразия всех его помещений. Это обкрадывание эмоций собственных и своих гостей. Жилищу, даже если это однокомнатная квартира, следует задать какой-либо «настроенческий» сценарий, начиная с прихожей. Осуществить его можно и в рамках одного из стилевых направлений, что гораздо труднее, чем при использовании средств, в том числе мебели, разных стилевых типов.
Стиль и дети
Юная тема, возникшая лишь в конце XIX века, когда впервые в истории появились некоторые предметы специфически детской одежды. Ранее ни стили, ни моды не знали и не ведали ничего детского или молодежного. На протяжении XX века складывались нынешние представления об особенностях образа жизни ребенка и юноши. Главные его черты – подвижность, игровая общительность, фантазийность, творческая активность. Этим и дoлжно руководствоваться, решая интерьер комнаты ребенка и подростка, в том числе его стилистику. Стилизованная мебель, пожалуй, здесь неуместна, как и многие образчики мебельного авангарда. К тому же, никем еще не проектировалась и не выпускалась мебель этих стилевых типов, которая соответствовала бы антропометрическим особенностям детей и подростков. Лучше проблема решается в художественном конструировании. Но и здесь наборы мебели часто грешат недоучетом размеров помещения, обычно выделяемого детям (до 15 м2), а также «взрослостью» конструктивных и цветовых решений.
В заключение отметим, что одного удачного выбора мебели еще недостаточно для достижения в жилище или в отдельном его помещении стилевого комфорта. Хотя мебель и является наряду со строительными ограждающими главным структурообразующим компонентом жилой среды, художественная и эмоциональная выразительность последней зависит от стилистического качества ансамбля всех компонентов интерьера, а по крупному счету, также и пространства, прилегающего к жилищу вне его, включая входную дверь и вид из окон. Это – высшая математика! И об этом – позже.
Автор: Евгений Дмитриевич Щедрин, кандидат искусствоведения
Источник:
Mebel-o.ru