Стили на выбор
Камины,
как и объекты архитектуры или произведения изобразительного искусства,
классифицируются по стилям. Выделяют стили классический, модерн, кантри и
хай-тэк. Каждому из них присущи особые черты.
- Камины классического стиля отличает П-образный портал и, как правило, открытая топка. Портал может исполняться из мрамора, дерева или чугуна, что характерно для английских каминов. В качестве украшения портал камина классического стиля может содержать скульптурные элементы или барельефы.
- Стиль ”Модерн”, так же как и в архитектуре, сочетает в себе базовые элементы классики, но лишь как основу. Воображение мастеров-дизайнеров делает эти камины современными, идеально вписывающимися в интерьер городской квартиры или офиса.
- Каминный стиль ”Кантри” отражает любовь человека к земле и деревенской спокойной жизни. Вы вполне могли слышать другие названия этого стиля — рустикальный или деревенский. Изготавливаются такие камины из пористого материала: песчаника или ракушечника.
- Камины в стиле ”Хай-тэк” (техно-арт) — это своего рода каминный авангард, где формы порталов ограничены только воображением мастеров и фундаментальными законами физики. Такие камины изготовленные из современных огнеупорных материалов (стекло, оружейная сталь, нержавеющая сталь и т.д.).
Феерия аристократизма и традиций
Классический
камин — понятие неоднородное, впитавшее в ceбя квинтэссенцию многих
стилей и направлений минувших эпох. Условно классические камины
подразделяются на несколько видов: стиля ренессанса, барокко и рококо,
классицизма, ампира и модерна.
Во времена Ренессанса камины впервые стали предметом серьезного интереса
со стороны художников-оформителей. Их композиция включила в себя
колонны, пилястры, элементы антаблемента. Увеличились раз меры
дымосборника и площадь камина вдоль стены.
Cтиль барокко зародился в конце XVII ст. как прямое продолжение стиля
ренессанса. Итальянское слово ”барокко” означает раковину причудливой
формы. Основные элементы этого стиля восходят к античности, отличаясь
повышенной динамичностью форм, беспокойным ритмом линий. Барокко
свойственны пышные, помпезные формы, декоративность, тяготение ко всему
чрезмерному, стремление к свободному формообразованию.
Продолжением
стиля аристократии явилось рококо; французское рококо называют стилем
Людовика XV. Рококо затрагивает в основном орнаментально-декоративный
слой предметов и ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами
орнаментов, состоящими из раковин, завитков и цветочных гирлянд. Он
менее помпезен, чем барокко.
Главный мотив убранства интерьера в стиле рококо — невысокий камин,
покрытый мраморной плитой. На него ставили часы, канделябры, различные
аксессуары и украшения; зачастую над камином вывешивалось зеркало в
роскошной раме. Нередко зеркала размещали по обеим сторонам камина,
расположенного у глухой стены, что позволяло, уютно примостившись у
огня, любоваться одновременно видом пейзажа и перспективой парка за
окном.
Классицизм конца XVIII ст. — это увлечение, своеобразный ”римейк”, дань
античным художественным традициям. Во Франции этот стиль именовался
стилем Людовика XVI и был последним в ряду ”королевских стилей”.
Проникнув
в архитектуру, идеи классицизма постепенно распространились на
прикладное искусство. Простота и изящество нашли свое отражение и в
искусстве каминов. Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо
уступили место прямым линиям, все более простым и ясным членениям
поверхностей; декор свелся к самому необходимому. Яркие образцы каминов,
решенных в классическом стиле, представляет компания ARRIAGA. Например,
в камине ”Versalles” (мрамор Rosa Intermedia) центральная часть портала
декорирована сложной композицией из завитков и цветочных гирлянд.
Изогнутые колонны с изящными цветочными мотивами придают этому камину
волнующеженственный абрис. Единственное
отступление от стиля, допущенное при монтаже камина, — этo
использование чугунной топки — ”Rene Brisach” в сочетании с косой
прирезкой из мрамора. С одной стороны, введение современных технологий в
классическую компоновку камина приводит к нарушению застывших канонов, с
другой — делает камин более удобным в эксплуатации, что повышает его
”вживаемостъ” в любой интерьер и делает общение с огнем удобным и
безопасным.
Камин ”PISA” фирмы ARRIAGA с отделкой мрамором Rosa Intermedia — яркий
пример европейского, континентального классицизма. Строгие пропорции,
четкий рисунок портала с минимальным декором и небольшой аркой,
геометрическое членение на сегменты каминной полки.
Стиль
”ампир” (фр. ”empire” — империя) — высшая точка и одновременно
завершающий аккорд зародившегося в первой четверти ХIХ ст. классического
направления. Подобно всем ”королевским” стилям, ампир служит, прежде
всего, целям репрезентации: монументальность форм, драпировки, вытканная
золотом шелковая обивка мебели — все напоминает экспонаты выставки.
Освоение античных форм для каминов стиля ”ампир” носит характер прямого
заимствования древнеримских образцов. Яркий пример — камин ”Charlotte”
фирмы ARRIAGA (мрамор Crema Marfil). Он поражает своими размерами: при
длине и 176 см его высота составляет 135 см. Строгие монументальные
формы его портала украшены фризом. Карнизы верхней полки умеренно
профилированы, резные колонны цилиндрической формы поддерживают
фриз-полку и заканчиваются профилированными выточенными кольцами. При
монтаже этого камина использовался новый прием: топку ”зашили” в мрамор
контрастного цвета, что придало камину еще большую масштабность и
глубину.
В
этом же стиле выполнен и камин ”Раris”, ”одетый” в Сrema Marfil. Он
напоминает архитектурное сооружение, пропитанное духом античности.
Строгие формы, устойчивость, нет перегруженности деталями, простые
прямоугольные очертания, колонны, симметричный декор, сочетание
растительного и геометрического орнамента. Эта форма камина оставалась
популярной на протяжении всего ХIX ст.
В конце XIX — начале ХХ ст. возникло новое стилевое направление, имеющее
несколько определений: модерн, ар нуво... Свежий, энергичный,
продиктованный внутренней необходимостью стиль привлек к себе лучшие
художественные силы эпохи. Орнамент модерна выступает в органическом
соединении с формами. Декор подчас заменяют цветом, популярны
композиции, объединяющие камень и металл. Пропорции каминов вытягиваются
— появляется конструкция в виде пенала. Есть и более интересные
решения, например, сочетание керамики и металлических вставок
на гранях самого камина, а также металлические подиум, каминная и
надкаминная полка — интересная находка дизайнеров камина ”Portale” фирмы
PIAZZETTA. Металлические части камина подбираются в зависимости от
цвета керамики — сатинированная нержавеющая сталь в случае использования
холодных оттенков, или черный металл, если применяется керамика теплых
тонов. Широкая цветовая гамма керамики позволяет максимально
адаптировать эту модель к интерьеру, вплоть до возможного подбора
сочетания с обивкой мебели или декора стен. А глянцевая керамика —
изюминка камина ”Ducale”. Именно она придаст пышность, даже
театральность, его внешнему облику.
В настоящее время керамические камины классического стиля нового
поколения заполнили нишу недорогих и стильных каминов. Они позволяют
наслаждаться уютом и теплом прирученного огня, а также мягкой
контактностью древнего, и в то же время модного материала, каким
является керамика.
Автор: Ефросиния Умельцева, Олег Довганец
Источник: Украинский Строительный Каталог (Секреты успешной стройки)