Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура, как и просто архитектура, — это наука об организации пространства! В ландшафтной стиль
в архитектуре объективно существуют и действуют законы, на основании
которых созданы правила, устанавливающие, как следует действовать в тех
или иных случаях. Конечно, законы и правила не дадут точных и
безошибочных рецептов создания совершенной и правильной красоты, но они
совершенно точно научат не делать очевидных глупостей. Кроме того,
настоящее искусство, — это всегда компромисс между достоверностью и выразительностью.
Поиски выразительности — это всецело работа вашей внутренней творческой
мастерской (фантазии, наблюдательности, зрительной памяти,
восприимчивости к нюансам, композиционного чутья). А вот законы и
правила в этом компромиссе всегда на стороне достоверности. Среди прочих
теоретических инструментов, необходимых в работе ландшафтному архитектору (впрочем, и заказчику, если он — сотворец ландшафта собственной усадьбы), теория перспективы занимает особое место. Без нее невозможно построить что-либо толковое в пространстве.
В «Трактате о живописи» великий Леонардо да Винчи писал: "Практика
всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива —
руководитель и вход, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в
случаях искусства". Великие люди прошлого уважали, изучали и выполняли
правила. Итак.
Теория перспективы сада (ландшафта) — это теория, описывающая изменения зрительного восприятия предметов в зависимости от изменения их положения в пространстве.
Зрительные перспективы сада (ландшафта) —
это явления, связанные не столько с особенностями человеческого
восприятия окружающего, сколько с вполне объективными физическими
явлениями и законами. Однако для человека эти перспективы — настоящий
Божий дар, ибо именно они позволяют ему феноменально точно, а главное —
совершенно объективно (человеческий глаз — прекрасная линза, с
изменяемым фокусным расстоянием) ориентироваться в пространстве. И если
эти явления, рассказывая нам (без линейки и угломера) о расстояниях и
взаиморасположениях нас и предметов, размещают нас в реальном
пространстве, то пренебрежение к существованию этих явлений и их
законам, делает пространства, создаваемые нами, нереальными,
недостоверными, плохо воспринимаемыми. Знание же и правильное
использование их поможет верно организовать пространство, а иногда —
зрительно исправить недостатки сложившейся архитектурной ситуации.
Линейная перспектива
— это оптическое явление видимого уменьшения линейных размеров
предметов, по мере их удаления от наблюдателя. Поскольку расстояние
между предметами тоже предмет (отрезок прямой), оно, вполне очевидно,
уменьшается, стремясь к размеру точки. Отсюда следует, что параллельные
линии, проходящие неперпендикулярно взгляду наблюдателя (линии схода),
на линии воображаемого горизонта сходятся в точку (точка схода). Это
правило, впервые сформулированное Филиппо Брунеллески, необычайно важное
для всех наших построений и на рисунках, и на живом ландшафте.
В плане построений встречаются перспективы одно-, двух- и трехточечные.
Это от того, что живем и работаем мы в трехмерном пространстве. В работе
чаще всего сталкиваемся с двухточечной перспективой, несколько реже — с
одноточечной и почти никогда — с трехточечной. Без знания законов
линейной перспективы трудно работать с «живым пространством» и
совершенно невозможно изображать какие-либо пространства на плоскости
бумажного или электронного листа. Зачастую
намеренно нами созданная визуальная ложь (читай — обман зрения), сродни
литературному вымыслу — она не искажает действительность, а
приукрашивает ее, если хотите, придает ей вкус. Художники и
садостроители прошлого, понимая и принимая это, часто очень удачно
использовали законы линейной перспективы для визуального изменения
геометрических соотношений пространств. Замечательный пример такого
изменения привел в своей книге известнейший в прошлом
художник-садостроитель Арнольд Регель: «… В минувшем столетии находился
близ Данцига парк Олива, отстоявший от морского берега более чем на
милю, а если глядеть с главной веранды, то море казалось под рукой, на
конце не особенно большой аллеи. Фокус заключался в том, что от замка
вела аллея, окаймленная изгородью и имевшая в длину 480 футов, в ширину —
в начале (у замка) 40, в самом конце 26 футов; отсюда начинался канал,
также обсаженный изгородью, длиной в 660, а шириной в 20 футов в начале,
и 44 фута у самого моря; при таких условиях казалось, будто аллея
значительно длиннее, а море якобы начинается в том месте, где в
действительности начинался канал; для поддержки иллюзии грунт образовал
постепенный скат к берегу».
Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн