Цвет и краска — любовь без коварства
Мода на интерьеры, которые может спроектировать даже дальтоник, проходит, и в наши квартиры все активнее вторгается цвет. С одной стороны, это приятно: окружающая российского обывателя действительность, включая архитектуру и ландшафт, не радует глаз изысканной цветовой палитрой, так что сам Бог велел попытаться хотя бы у себя дома взять некоторый реванш. С другой стороны, цветовая экспансия порождает множество проблем: бабушкины рецепты из серии «портьеры в тон мебельной обивки» кажутся откровенно архаичными, а картинки из модных журналов — слишком экстравагантными.
К несчастью, именно в этой области нам вряд ли удастся полностью переложить ответственность на плечи профессионалов. Далеко не все архитекторы дружат с цветом — во многих профильных вузах их не обучают ни живописи, ни цветоведению. К тому же, передать нюансы восприятия другому человеку не так-то просто — недаром даже миллионерам приходится лично отсматривать многочисленные образцы обоев, плитки и прочих материалов. Кстати говоря, здесь и зарыта собака: оттенок, выбранный по бумажной выкраске, эскизу или даже небольшому образцу, после воплощения в реальном материале способен измениться до неузнаваемости. Это особенно справедливо, когда речь идет о больших поверхностях, таких как стены, пол и потолок. Они-то и определяют общее цветовое решение интерьера.
Универсальных рецептов на сей счет не существует, однако имеются некоторые закономерности, позволяющие не сбиться с пути в самом его начале.
Вопреки распространенному стереотипу, квартира в «классическом» вкусе вовсе не обязана быть монохромной, а в современной стилистике — более яркой. Скорее наоборот. Витиеватая мебель и аксессуары, а также лепнина и прочий декор исторически прекрасно сочетались с насыщенными цветами, да и сейчас могут успешно с ними сосуществовать в достаточно просторных помещениях. Дело в том, что антиквариат и удачные представители семейства предметов, созданных по мотивам «старины», несмотря на сложные формы, кажутся очень цельными, так как их конструкция не бьет в глаза. А вот мебель, в полный голос заявляющая о своей новизне, напротив, демонстрирует свой «скелет», зрительно дробящий форму. Поэтому она часто нуждается в более спокойном фоне. Чтобы не запутаться, стоит использовать в качестве критерия степень разнообразия. Интенсивные, густые оттенки чаще всего требуют ограничить палитру, а пастельные, особенно если они близки по тону, — позволяют удариться в разнообразие даже в пределах одной комнаты. Самый отъявленный консерватор не упрекнет подобную обстановку в излишней пестроте, хотя за иллюзией однородности кроется весьма сложное цветовое решение. Помимо благотворного влияния на эмоциональный строй обитателей, оно помогает зрительно скорректировать пропорции помещения: например, «раздвинуть» длинные стены в пеналообразной комнате или «приподнять» потолок. Такие приемы часто демонстрируются в телевизионных программах соответствующей тематики, правда, как правило, в самых радикальных вариантах. В повседневной жизни аспект телегеничности мало кого волнует, поэтому стена, которую мы с помощью цвета заводим на потолок, не обязана быть ярко-синей. Светло-бежевый тоже создаст необходимый эффект.
Сложное — не значит дорогое, и среди средств, позволяющих изменить колорит интерьера, роль первой скрипки по праву отводится красителям, преимущественно воднодисперсионным. Всем известно, что желаемый цвет им придают путем колеровки, т.е. добавления в исходный белый состав специальной колеровочной пасты. Такие пасты, универсальные или предназначенные для строго определенного типа красителя, продаются повсеместно, так что в принципе процесс можно осуществить и самостоятельно. Но если Вы замахнулись на окраску стен и потолка, лично я, как человек, имеющий большой опыт собственноручного колерования, горячо советую воспользоваться платной услугой. И даже не потому, что трудно подобрать нужный оттенок, а из-за того, что его почти немыслимо будет воспроизвести, когда возникнет необходимость закрасить возникший в процессе эксплуатации дефект. Велик риск, что в результате все придется перекрашивать по новой. Другое дело — фирменные таблицы. У каждого оттенка — свой номер: записал его, и горя не знаешь. Тонкость заключается в том, что у разных производителей — разная гамма. На практике это означает, что, колеруя все краски по одной и той же таблице, мы повышаем шансы на взаимосочетаемость цветов. Чтобы упростить выбор оттенка, можно опереться на относительное восприятие. Найдите максимально близкий цвет в любом журнале, обязательно вырежьте соответствующий фрагмент и торжественно вручите наемным строителям либо прихватите с собой в магазин. И ни в коем случае не колеруйте сразу всю партию краски — ограничьтесь небольшим количеством краски (1 л) и сделайте выкраску. Понятно, что ремонт — всегда аврал, и никому неохота по несколько раз возвращаться в колеровочный отдел. Но лучше потратить время на проверку, чем выкинуть на ветер деньги и переделывать все с нуля.
Эстетика цвета тесно связана с качеством компонентов и элементов интерьера. Проще говоря, то, чем мы гордимся, цветом можно подчеркнуть, а то, что не дотягивает до планки, — спрятать. Кроме того, двери или, скажем, отопительные радиаторы, не гармонирующие с общим цветовым решением, могут испортить все дело. Потому к этому вопросу целесообразно отнестись со всей серьезностью. Привычные белые двери — спасательный круг, избавляющий от мучительного выбора. Однако если они расположены асимметрично или мы имеем дело с проходной комнатой, белый цвет из нейтрального превратится в активно подчеркивающий недостатки планировки. Кстати, это справедливо и в отношении шпонированных дверей, если цвет шпона значительно отличается от цвета стен. В таких случаях лучше выбрать оттенок, близкий к фоновому, даже если придется отказаться от мечты о солидном мореном дубе или окраске «металлик». Более того — в случае, когда все отцентровано и уравновешено, тоже приходится быть начеку. Вырывающиеся из общей тональности детали невольно «вытягивают» на видное место все, что имеет схожую окраску — к примеру, незаметное прежде старое кресло или обшарпанный холодильник. Словом, если в интерьере присутствуют предметы, от которых хочется избавиться, надо стараться, чтобы прочие элементы не попали им в цвет, иначе они будут постоянно мозолить глаза.
Окраска — самый быстрый и относительно дешевый способ цветового преобразования интерьера. Он одинаково актуален и в новом жилище, и при ремонте уже обжитой квартиры, особенно, если учесть, что специальные обои позволяют облегчить предварительную подготовку поверхностей. К тому же, здесь требуются не столько финансовые, сколько интеллектуальные затраты. Они с лихвой окупятся, если Вы превыше всего цените свободу выбора и беспокоитесь о ремонтопригодности Вашего жилища. Ведь, в конце концов, в данном случае все поправимо...
Автор: Наталия Аркадина
Источник: Еurostroy.ru