Освещение бассейнов
Устройство какого-либо «водного» элемента — сложный этап, для
осуществления которого используется специальная техника, оборудование,
материалы. При этом, освещение воды не только участвует в создании общей
световой концепции участка, но и призвано быть безопасным для тех, кто
его эксплуатирует.
ВРЕМЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОНТАЖА
Включать в ландшафт
водный элемент следует на стадии разработки проекта сада. А
проектировать систему освещения бассейна, водоема, водопада или фонтана
надо одновременно с разработкой проекта ландшафта или конкретной водной
формы. На этапе проектирования определяется, от какого напряжения и
какие будут «питаться» светильники. Сегодня на рынке представлено
множество самых разных как традиционных, так и новых источников света и
светильников для освещения воды. Для подсветки ее изнутри применяются
осветительные приборы, которые защищены от воздействия влаги за счет
повышенной герметизации проводки, корпуса или в которых используются
оптоволоконные системы. Наряду с такими светильниками могут применяться и
более традиционные решения, наиболее распространенное из которых —
подводные иллюминаторы (прожекторы), встраиваемые в дно и стены чаши
бассейна (чаще), водоема и водопада (реже). Если планируется освещение
воды только снаружи, могут применяться любые светильники,
соответствующие стилистике сада. Монтировать водные элементы и подводить
к ним свет следует во время проведения общих работ благоустройству.
Обусловлено это тем, что проложить электрический кабель через уже
сформированные клумбы, лужайки и дорожки, ничего не повредив,
практически невозможно.
СВЕТОВОДОБЕЗОПАСНОСТЬ
Светильники, применяемые для освещения воды, должны быть
изготовлены из специальных материалов, не подверженных коррозии и
устойчивых к воздействию температурных перепадов.
Наружные светильники должны обладать определенной герметичностью, чтобы
противостоять пыли, грязи, не бояться воды. Этот показатель
характеризуется двузначным числом. Первая цифра отражает степень защиты
светильника от пыли и грязи, вторая — от влаги. В наших
природно-климатических условиях светильники, установленные над грунтом,
должны иметь минимальную степень защиты IP 44, встраиваемые в грунт — IP
65 и IP 67, погруженные в воду — IP 68. Показатель степени защиты
указываются на упаковке светильника.
При выборе осветительного прибора для подсветки воды изнутри (в
особенности это касается бассейнов и водоемов для купания) стоит
помнить, что вода — отличный проводник. Поэтому требование номер один к
таким осветительным приборам — безопасность. Если осветительные приборы
питаются от напряжения в 12 В, то в случае их аварийного повреждения с
человеком находящимся в водоеме или рядом с ним, ничего не случится.
Если используется питание сети 220, то в случае повреждения светильника
трагического исхода не избежать (если в это время кто-то находился в
воде). Безопасной и инновационной альтернативой для освещение воды может
послужить использование новых технологий таких как светодиоды. Они
представляются идеальным вариантом для освещения водоемов и бассейнов,
так для их «питания» не нужно высокое напряжение, они миниатюрны,
надежны, не нагреваются, обладают высоким КПД, отличаются высокой
цветопередачей, цветовая гамма насчитывает порядка 16 млн. оттенков.
Светодиоды не чувствительны к перепадам температуры и долговечны: срок
службы — от 10 до 30 лет.
СВЕТОПРИЕМЫ
Существует множество приемов приемов, позволяющих сделать из
любой емкости с водой сосуд волшебства. Источники света, их высота,
мощность, направленность света подбираются в зависимости от конкретной
ситуации. Для освещения водной глади бассейна светильники могут быть
вмонтированы как непосредственно в его чашу, так и быть вне ее.
Светильники, размещенные на неподвижной глади воды, придают ей мягкое
мерцание. Эффектный тандем воды и света создает подсветка с периодически
изменяющимся цветом, а также светящиеся шары, плавающие на поверхности
воды.
Необыкновенно привлекательно выглядит подсветка фонтанов и каскадов. В
данном случае можно использовать практически любой цвет светового потока
или один цвет в качестве фона, а другой как акцент, выбрав контрастные
или близкие цвета. Или, например, вмонтировать в фонтан с аэрационной
установкой подводную лампу и она создаст эффект свечения пузырьков. А
если будет несколько ламп разного цвета, то и пузырьки будут играть
тысячами огней. Подсветку сверху, над водой, следует устанавливать с
учетом преломления лучей в воде, потому что при неправильно выбранном
угле большая часть светового потока будет просто отражаться от водной
поверхности, так и не проникнув в глубину. Бывает, что подсветку
размещают ниже уровня воды. При этом следует учесть, что вода пропускает
свет хуже, чем воздух, поэтому в подводных светильниках используются
более мощные, но влагозащищенные лампы.
СВЕТООТРАЖЕНИЕ, СВЕТОКОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ СВЕТА
В
проекте необходимо учесть все нюансы, создающие законченный внешний вид
и задающие тон освещению. Например, главная особенность водной глади —
высокая светоотражающая способность. И свет, падающий, например снаружи
на водную гладь бассейна или водоема, по большей части отражается от
поверхности, нежели проходит в ее толщу. А вот свет, направленный из-под
воды, напротив, практически беспрепятственно проникает наружу. Из этих
соображений воду бассейна и водоема лучше освещать изнутри. Освещать
водопад или фонтан изнутри (из-под воды) можно исходя из эстетских
соображений: такой «преломляющийся» свет создает удивительный по красоте
декоративный эффект.
Освещение закрытого бассейна или прилегающего к открытому бассейну
участка подразумевает общее (верхний) освещение и подсветку воды,
включающую в себя подводное освещение. Верхний свет в бассейне
принципиально ничем не отличается от освещения других помещений. Свет
должен быть ровным и заливающим. Даже если для этой цели применяются
потолочные светильники, они должны находиться не прямо над чашей
бассейна, а по сторонам от проекции водной глади на потолок. Лучше же
для общего света в помещении бассейна использовать не потолочные, а
настенные светильники.
Весомую значимость в вопросе освещения бассейна имеют аспекты не только
красоты, но также функциональности и безопасности. Достаточно яркий свет
должен равномерно заливать как воздушное, так и водное пространство. Из
этих соображений недопустима, например, недостаточная освещенность в
месте спуска в воду.
Выбирая цветовую температуру ламп, которые будут использоваться для
ландшафтного освещения, необходимо помнить, что чем ниже ее значение,
тем ближе спектр лампы к желто-красному, чем выше — тем ближе спектр к
холодным тонам. Создавая сценарий освещения, необходимо определить,
светильники какого спектра лучше установить в каждой части сада .
Специалисты советуют выбирать разные типы светильников, имеющих близкую
цветовую температуру. Можно добиться определенного художественного
эффекта, сочетая теплые и холодные тона, однако данный вариант требует
тщательной проработки: если что-то будет не так, то светокомпозиция
может вызвать психологический дискомфорт.
Важную роль при выборе светильников и схемы их расстановки играют
понятия симметрии и асимметрии. Симметричные композиции светильников
подходят для ландшафтов регулярного стиля. Асимметричные, напротив,
задают движение, предполагают постоянную смену впечатлений и подходят
для пейзажных садов и парков. Подсветку устраивают в нескольких режимах:
сумеречном, ночном, праздничном, сезонном. Например, чтобы зелень
листвы и травы выглядела сочнее, ее освещают лампами холодного тона,
теплые же тона подчеркнут золото осенней листвы, бархатистость песка.
Что же касается воды, то здесь нужно быть особенно внимательным с
«цветным» светом, чтобы не получить прямо противоположный эффект.
Например, если осветив ручей при помощи красных ламп можно получить
«отличные» потоки крови.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ландшафтный проект освещения воды должен быть не только
тщательно и своевременно продуман и выполнен: он должен связать воедино
все дом, малые архитектурные формы, водные элементы и растения, а также
регулировать освещенность сада в разное время суток и времени года,
создавать атмосферу, вызывающую определенные эмоции и настроение.
Автор: Тарас Майстренко
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн №2, 2010