Ландшафтный рынок
СИТУАЦИЯ
Период зарождения рынка ландшафтного дизайна
и бизнеса начался с зарождением рыночных отношений и появлением
платежеспособного заказчика – лет 15 назад. Хотя активная реклама
предоставляемых ландшафтных услуг была замечена лет десять назад, и все
эти годы рынок находился в стадии формирования. Пару лет назад
потребитель начал понимать: ландшафтными проектами должны заниматься
профессионалы. И на услуги "ландшафтников” серьезно вырос спрос, а
операторы заговорили о бурном развитии рынка.
Полтора года назад, из-за финансово-экономического кризиса, рынок замер.
Больше года все ожидали чуда. Прогнозов никто давать не решался. Да и
сегодня в оценке ситуации и перспективах развития рынка операторы
осторожны. Однако, обобщив суждения многих, можно сказать: садо- и
домовладельцы, оценив преимущества красот на участке, отказываться от
благоустройства не намерены. Спрос на озеленение и благоустройство есть,
хотя сейчас и не так велик, как еще пару лет назад.
7 СОТОК И НЕ ТОЛЬКО
Немногочисленные интересанты «садовой красоты», разделились на
две большие группы: hand made и сторонники профессионального решения.
Первые были всегда. Они, как и прежде, создают все сами, порой даже без
проекта, либо заказывают у профи проект, но реализуют его сами. Вторые
предпочитают пройти со специалистами весь путь. Эту категорию заказчиков
можно тоже разделить на две подгруппы. Условно назовем их «7 соток» и
«Эксклюзивный макси».
7 соток, иногда 6, а иногда — 8. Такими по площади является большинство
усадьб, которые в основном нынче благоустраивают «ландшафтники». Причем,
часто не полностью, а либо переделывают чужие ошибки, либо дорабатывают
чужие проекты, или «доблагоустраивают».
Вторая «Эксклюзивный макси» — категория немногочисленная, но весьма
интересная. Это владельцы больших имений — 30 соток и более. Они хотят
эксклюзивный профессиональный проект, в который заложена интересная
идея, и предпочитают использовать на участке эксклюзивные МАФы.
Примечательно, что все заказчики нынче осознают: хороший ландшафт стоит
дорого, но при этом хотят понимать, за что платят, внимательно изучают
смету, и большинство из них ездит и выбирает с заказчиками растения,
мощение, МАФы…
МОДА И СПРОС
Наблюдающийся несколько лет подряд интерес заказчиков к
восточной садовой экзотике (японским садам) на сегодняшний день поутих.
Альпийская горка тоже не в фаворе. Не очень велик спрос и на бассейны, в
частности, стационарные.
В почете — зеленые газоны и розарии. Высок спрос на «природный
ландшафт». Также есть тенденция к «миксированию» на участке элементов
разного стиля. Часто сталкиваются ландшафтные архитекторы и дизайнеры с
желанием заказчиков: «просто сделать уютно и красиво без привязки к
какому-либо стилю».
В списке обязательных пожеланий и работ по благоустройству в последнее время значатся:
- работы по подготовке территории;
- планировка рельефа;
- устройство дренажной системы;
- устройство газона;
- высаживание деревьев и кустарников;
- устройство дорожек и площадок из любых материалов;
- устройство подпорных стенок;
- устройство декоративных водоемов, ручьев, фонтанов;
- беседка, баня;
- система освещения;
- автоматизированная система полива.
ОПЕРАТОРЫ
Пару лет назад количество операторов рынка ландшафтного дизайна
уже превышало три тысячи. Сегодня по всем сегментам их — не более
тысячи. При всем этом достаточно большое количество фирм предлагает
самые разнообразные услуги по ландшафтному дизайну, озеленению,
архитектуре, по реализации элементов дизайна растений, строительного и
отделочного материала.
Операторов рынка ландшафтного дизайна на сегодняшний день можно
разделить на несколько категорий, в том числе и «узких специализаций».
Первая: ландшафтные архитекторы — специалисты «старой закалки», имеющие в
своем багаже и архитектурное образование, и немалый опыт знаний по
организации ландшафтного пространства. Таких профи немного (не более
десяти на всю Украину), они почти нигде не рекламируются, так как в
рекламе не нуждаются: по сути их «передают из рук в руки». Некоторые из
них работают «в одиночку», а для выполнения работ привлекают на
субподряд строительные бригады, «ведут» и контролируют весь процесс
буквально от «а» до «я». А некоторые имеют собственные ландшафтные бюро.
Вторую категорию составляют тоже известные ландшафтные архитекторы и
дизайнеры, но которые в основном работают в составе ландшафтной компании
или садового центра.
Следующую категорию составляют ландшафтные и садовые центры. Сегодня эти
компании предлагают и выполняют полный комплекс ландшафтных услуг,
начиная от проекта и заканчивая полным благоустройством и озеленением. В
числе наиболее известных: ЛАВАТЕРА, АКТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН, ЗЕЛЕНАЯ
СИМФОНИЯ, ЛОЯ, НОВЫЙ СТИЛЬ, ЗЕЛЕНА КРАЇНА, ГРИН КРОНА, ЗЕЛЕНИЙ ДВІР,
ГРИН АРТ, ВАШ САД, ЗЕЛЕНА МРІЯ, IL GARDINO (все — Киев), ГАРМОНИЯ
(Запорожье), ПЕРВОЦВЕТ (Днепропетровск).
Далее можно выделить компании, имеющие более узкую специализацию. Из них
решают вопросы по созданию газонов и предлагают для них травы АГРОЛЮКС,
ДЕКСПОЛ и др.
Созданием бассейнов и водоемов занимается много компаний, из которых
наиболее известны ДМБ, АКВАТОРИЯ ПЛЮС, АТМ, ВОДНЫЙ МИР, АКВА БАЛІ, ТВОЙ
БАССЕЙН, АКВА ИНЖЕНЕРИНГ, АКВАМАСТЕР, АКВАПОЛИС, АСПАР ПУЛ и др.
Водные сады и растения для водных садов — это, прежде всего, ВОДНЫЙ САД (WATER FLORA).
Товары для прудов, аквариумистика — ТЕТРА ПОНТ (СУЗІР’Я), КАРМИЛ.
Системы полива — ИНТЕРПОЛИВ, ЭВКАЛИПТ и др.
Важное место в вопросе благоустройства территории занимают дорожки и
мощение. Продукцию в этом сегменте предлагают ЖБК им. КОВАЛЬСКОЙ, АРТАН,
CRH и некоторые другие компании.
Отдельное внимание — садовому инструменту. Садовладельцы уже оценили,
что он значительно облегчает работу и позволяет достичь хороших
результатов. Присутствующий на рынке Украины широкий ассортимент
инструментов — в основном зарубежного производства: BOSCH, GARDENA,
АЛЬЦЕСТ и некоторые другие. Предлагают также инструменты и оборудование
для сада КЛОНДАЙК, ГИДРОСТРОЙМЕЛИОРАЦИЯ, ТЕХНОВЕКТОР, АЛ-КО КОБЕР.
ПОСАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Растения, представленные на отечественном рынке посадочных
материалов, делятся на три группы. Первая: импортные. При выборе таковых
стоит принять к сведению следующее. Бывает, что под видом известных
брендов завозят либо фальсификат, либо растения климатически
неадаптированные, либо «накачанные» сильными стимуляторами, которые
придают дереву временную красоту. Такие деревья, к сожалению, часто
погибают.
Вторая группа растений — отечественные, выращенные в питомниках Украины,
прошедшие акклиматизацию и пригодные для посадки в наших садах и
парках.
Третья — деревья, растущие в украинских лесах и лесопосадках,
разрешенные к пересаживанию. При помощи современной техники такие
деревья изымаются вместе с грунтом и перевозятся на будущее место
обитания за несколько часов.
В этом сегменте достаточно известны: немецкие питомники ЛОРБЕРГА,
питомник растений в Украине Ванна Ааласта КОРНЕЛИСА, а также компания
ФЛОРА ИНЖЕНЕРИНГ, предлагающую профессиональную пересадку крупномеров.
НА ЗАМЕТКУ ЗАКАЗЧИКУ
Специалисты рекомендуют заказчику быть внимательным при выборе
ландшафтной компании, поскольку уже нередки случаи как
непрофессионализма, так и откровенного «кидалова», когда человек,
называющий себя «специалистом по ландшафтному дизайну», брал аванс и
исчезал с поля работ навсегда. Для садовладельца самым важным критерием в
данной ситуации должна быть как рекомендация знакомых или друзей,
которые воспользовались чьими-то услугами и остались довольны качеством
выполнения ландшафтных работ, ценами, слаженностью и, конечно же,
ответственностью за выполнение работы. А если выбор пал на малоизвестную
компанию, то нелишним будут договор и гарантии как на работы, так и на
посадочный материал. Системный и комплексный подход — один из гарантов
отсутствия проблем в последующей его эксплуатации. Это же касается и
ландшафтного дизайна.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
Заказчики ландшафтных услуг стали более требовательны к
качеству, поэтому они не будут прощать непрофессионализма.
Следовательно, будущее отрасли будет принадлежать профессионалам,
качественным товарам и услугам и комплексному подходу в решении вопросов
озеленения и ландшафтного дизайна. В посадочном материале будет
доминировать импортная составляющая, хотя есть тенденция и к более
активному развитию отечественных питомников, созданию профессиональных
центров по продаже и уходу за растениями, улучшению качества материала и
профессиональному уровню специалистов.
Автор: Александра Петрова
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн