Психологический дизайн интерьеров

Психологический дизайн интерьеров

Использование психологии в разработке дизайна интереьеров

Психологический дизайн интерьеров Психологи могут привести не один пример, когда люди приходят к ним с жалобами, что их не устраивает их собственный дом, они чувствуют себя в нем неуютно и некомфортно. Бывает, клиенты жалуются даже на шикарный новый ремонт, сделанный при помощи дизайнеров, но не приносящий, к сожалению, желаемой радости и удовлетворения от пребывания дома. Все дело в том, что мало сделать просто «красиво», необходимо также учитывать то психологическое воздействие, которое несут в себе основные компоненты дизайна.


Что же такое психологический дизайн интерьеров? Психологический дизайн интерьеров заключается в разработке такого интерьера, который мог бы психологически соответствовать индивидуальным характеристикам и потребностям человека (ребенка, семьи), или использоваться в различного рода помещениях в соответствии с определенными целями.

Психологами давно установлено, что такие элементы окружающего нас пространства как цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы, – все это имеет влияние на эмоциональные состояния человека, его настроение, психологические характеристики. Различные компоненты обстановки, атмосфера в определенной совокупности влияют на принятие решений, особенности коммуникации между людьми, психологический настрой и поведение. Кроме того, все эти элементы могут способствовать развитию тех или иных способностей, качеств и умений, что можно использовать при построении развивающей среды для детей.

Если вы хотите иметь дом, который будет максимально соответствовать вашей личности, вашим потребностям и желаниям, то в разработке его интерьера необходимо руководствоваться следующими важными принципами.

Разнообразие структур

Разнообразие окружающих человека структур определяется исходя из 4 основных систем человеческого восприятия (5-ая – вкусовая – система исключена нами по причине отсутствия научных обоснований ее применения в данной концепции), которые, так или иначе, определяют особенности течения физиологических и психологических процессов:

— Зрительные (воздействуют: цвет, форма, линии). Зрительное восприятие является одним из мощнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок начинает познавать мир, руководствуясь своими зрительными ощущениями и впечатлениями. Любой зрительный образ проникает в сознание человека, оставляя тот или иной опыт, формируя предпосылки для дальнейшего развития. Цвет, форма, линии и текстура воспринимаемого объекта или пространства имеют большое влияние на такие психологические характеристики, как формирование сознания, настроение, внимание, память и другие. Наш интерьер – это прежде всего то, что мы постоянно видим перед собой. Поэтому самой важной является информация, которую мы получаем от наших глаз. Продумать и правильно подобрать цветовое и геометрическое решение вашего интерьера – это первостепенная задача.

— Тактильные (воздействуют: форма, текстура). Тактильные ощущения также являются очень важным фактором в формировании у человека образа мира, чувственной основы мировосприятия, особенно на ранних этапах развития. От того, с какими формами и текстурами взаимодействует человек, познавая окружающий мир, может зависеть и то, какими личностными качествами и физическими характеристиками он будет обладать в будущем. Например, для нервного и агрессивного человека или гиперактивного и неуравновешенного ребенка наиболее благоприятными будут округлые формы и мягкие текстуры. А для неэмоционального, заторможенного человека или вялого, малоподвижного ребенка подойдут угловатые формы, неровные и шероховатые поверхности, которые через тактильный уровень смогут возбудить нервную систему, придать активность физическим действиям и психологическим состояниям.

— Слуховые (воздействуют: шумы, звуки, музыка). Мир звуков для человека является особой реальностью, в которой формируется его психика, и от восприятия которой зависит его эмоциональной состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве, — все это имеет безусловное воздействие на психологию человека. Поэтому никогда не стоит забывать о звуковом сопровождении своего интерьера: различные мелодии, природные шумы, эзотерические предметы, издающие звуки, — все это поможет вам создать нужную атмосферу и настрой. А для новорожденных и маленьких детей очень большое значение имеют шумы и звуки их игрушек.

— Обонятельные (воздействует: запах). Различные запахи также играют свою роль в формировании настроений и эмоциональных состояний. Существует огромное множество разных запахов, которые могут вызывать радость и эйфорию, или наоборот, успокаивать и расслаблять, какие-то запахи поднимают аппетит, другие способствуют быстрому засыпанию, третьи понимают физический тонус и т.д. Поэтому вы можете создавать по вашему усмотрению ту обстановку, которая необходима вам в данный момент, при помощи ароматических ламп, палочек, подушечек, масел.

Зональность

Такой подход является крайне полезным для применения в малогабаритных, небольших помещениях. Пространство, в котором вы проводите довольно большую часть своего времени, необходимо разделять на определенные зоны. Эта характеристика очень важна, так как она помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность человека. Зонируя свой интерьер, вы без труда сможете в одной комнате сочетать красивый дизайн с функциональным удобством. Особенно это важно для ребенка, так как в этом случае вам удастся максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в какой-либо конкретной сфере. Например, у детей должно быть игровое пространство, отдельное место для уроков, занятий физическими упражнениями, норка – сугубо индивидуальное место, где ребенок может побыть один, спрятаться и помечтать.

Образность и символизм.

В пространстве вокруг нас существует множество символов. Некоторые из них универсальны для всего человечества, другие же принадлежат определенной культуре или социальному слою. Символы бывают врожденными и приобретенными. Врожденные символы предаются из поколения в поколение на генетическом уровне, они вызывают определенные стереотипные реакции у любого человека. Приобретенные символы человек получает в результате запечатления, и они становятся движущими силами в определенных реакциях и поведении, так как становятся запечатленными моделями в психике. Символы работают как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют ее в определенную точку. С помощью обличения необходимой информации в структуру определенного символа можно добиться нужного результата ее восприятия, запечатления, внутрипсихической проработки и усвоения. Поэтому, используя различные символы в дизайне своего интерьера, вы можете преследовать необходимые вам цели. К тому же у каждого человека есть и индивидуальная символика. Разобравшись в ней, вы сможете включить в свой интерьер те элементы и штрихи, которые будут вызывать у вас необходимые эмоции и настроения, подвигать вас к нужным действиям и поступкам, приносить комфорт и удовлетворенность.

Мобильность интерьера

Для человека иногда бывает немаловажно менять обстановку, от этого он получает новые впечатления и эмоции. Поэтому всегда хорошо, когда у вас есть возможность хотя бы немного изменить свое пространство в цветовом и материальном исполнении. Постараться сделать это можно, используя мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны и другие решения.

Руководствуясь подобными принципами, человек может создавать для себя свой индивидуальный гармоничный интерьер в зависимости от собственных потребностей и желаний, а также исходя и определенных целей.

Но подобный подход можно применять не только в жилых интерьерах. Психологию можно использовать и для достижения различных целей в дизайне любого рода помещений.

  • Учебные центры – повышение успеваемости, лучшее усвоение знаний, мобилизация памяти и внимания.
  • Магазины – повышение покупательской способности, интереса покупателя к именно данному месту, к данной продукции.
  • Рестораны, кафе, бары – повышение аппетита, расслабляющий эффект.
  • Казино, игровые клубы – повышение настроение, азарта.
  • Рабочие кабинеты – повышение работоспособности, физического тонуса.
  • Комнаты переговоров – создание доверительной атмосферы, повышение коммуникабельности.

Автор:Мария Пугачева
Источник: stroyconsul.ru

Форма входа
посетители сайта
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Яндекс.Метрика