Камень в японском саду: варианты и решения

Линия реки из камнейРасположение Японии на островах вулканического происхождения сформировало эстетическую основу японских «садов камней». Внушаемое религией ощущение камня создало искусство камня. Духовное влечение японцев к необработанным камням характерно для всей Японии вплоть до наших дней. Искусство камня вдохнуло в камень жизнь и дух, укрепив благоговейное традиционное тяготение к нему.
Искусством воплощения визуального образа, средством выражения которого является природная среда, японские сады обязаны дзенбуддизму, пришедшему из Китая. Это модель взаимоотношений человека и природы, реализованная культурной традицией Востока, в которой высшая функция человека сводится к сближению с окружающим миром. Камни в таком сКаменый мостик, соединяющий линию водоемааду используются как основные видовые точки, расставляясь нечетным числом элементов: по 3, 5, 7 или 9 для пяти типов камней высоких вертикальных, низких вертикальных, торчащих, лежачих и плоских. Из камней строили композиции, очерчивали линии водоемов, рисовали дорожки, выкладывали подпорные стены, высекали фонари и пагоды, соединяли берега мостиками и мостами.
Мосты в японском саду – символ перехода из настоящего в неизведанное. Особенное очарование придают саду выгнутые мосты с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у его начала. Такой мост в миниатюре может украсить и ваш сад. Мосты из цельной связывая их восприятие с генетической памятью о камнях ивакура (камни-божества) в святилищах.
Японский сад камнейОдним из канонических принципов построения сада является прием вписывания элементов сада (камней, растений, трав, архитектурных форм) в форму сомасштабного треугольника, где главный камень (сюсеки) должен быть гармонично соотнесен с первым второстепенным (фукусеки) и вторым второстепенным (киакусеки). Баланс энергий инь-ян достигается соотношением горизонтальных и вертикальных камней, где последние присутствуют в меньшем числе. Причина тому — избыточность вертикальных линий, которая нарушает гармонию и порождает тревогу. Ведь в японском саду все из линий – линия дорожки, линия камней, линия забора, линия водоема, линия моста. Человек-художник, природа-палитра. Они творят картину Вселенной. Специфическое восприятие формы и пространства японцами, в котором формирует образ линия, не имеет аналогов в европейских структурах сознания.
Рёандзю. Сад в котором почти ничего нет, приглашает пришедшего в него послушать музыку величия и бесконечности вселеннойСамый яркий пример использования в саду камня — всемирно известный сад камней в монастыре Рёандзи (Киото), выполненный на рубеже ХV-ХVI веков. Лаконизм этого сада доведен до абсолюта. Сад состоит из 15 скальных обломков, расположенных так, что посетители могут одновременно видеть лишь 14 из них, под каким бы углом они не смотрели. Традицией предписано созерцать сад из храмового павильона. Сознание, привыкшее оперировать не паузами, а объектами, сосредотачивается на самих камнях, беспорядочное расположение, которого завораживающе воздействует на человека. Рождается гармония движения и покоя.
Садом в храме Рёандзи занята небольшая прямоугольная территория: с востока на запад – 30 метров и с юга на север – 10 метров. В 5 группах собраны 15 камней по 3 камня в каждой группе. Группы камней расставлены в точках пересечения линий семиугольной геометрической сети. Фон создает белый гравий, тщательно причесанный специальными граблями.
Дорожки из камняКаноническое расположение камней храма Рёандзи определено пропорциями семиугольника и семиугольной сети пересекающихся линий. Оно может быть применено для геометрических измерений при создании собственного сада. Пробуждающий мысль в приближении к истине бытия этот сад обладает гипнотической силой воздействия, хотя в нем почти ничего нет. Поэтому на него не скучно смотреть: при кажущейся статичности он всегда разный — изменяется освещенность камней, густота отбрасываемых теней, их величина, оттенок и фактура каждого камня. При ярком полуденном солнце и в сиреневых сумерках, лунной ночью или серым туманным днем, он приглашает пришедшего послушать музыку величия и бесконечности Вселенной.
В современной Японии успешно применяются и новые формы создания «садов камней». Изощренность ума японских мастеров находит чудесные варианты. Например, сад «Кензо Кума» («Дом и вода») создан по классическим канонам, но уникальность состоит в том, что остров в центре водоема выложен из горного хрусталя. Картина дорисовывается светом. Лучи, отражаемые в хрустальных гранях феерическими брызгами, рассыпаются по водной глади гогеновским мазком, дописывая восхищение миром. Восхищение красотой ассиметрии и простоты форм…

О японском камне-божестве
Ивакура – камень-божество в святилище. Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами для своего пребывания.

Автор: Ирина Ликань
Источник: Ландшафт. дизайн

Форма входа
посетители сайта
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Яндекс.Метрика