Ландшафтный рынок: мода на зелень

Ландшафтный рынок
СИТУАЦИЯ
Период зарождения рынка ландшафтного дизайна и бизнеса начался с зарождением рыночных отношений и появлением платежеспособного заказчика – лет 15 назад. Хотя активная реклама предоставляемых ландшафтных услуг была замечена лет десять назад, и все эти годы рынок находился в стадии формирования. Пару лет назад потребитель начал понимать: ландшафтными проектами должны заниматься профессионалы. И на услуги "ландшафтников” серьезно вырос спрос, а операторы заговорили о бурном развитии рынка.
Полтора года назад, из-за финансово-экономического кризиса, рынок замер. Больше года все ожидали чуда. Прогнозов никто давать не решался. Да и сегодня в оценке ситуации и перспективах развития рынка операторы осторожны. Однако, обобщив суждения многих, можно сказать: садо- и домовладельцы, оценив преимущества красот на участке, отказываться от благоустройства не намерены. Спрос на озеленение и благоустройство есть, хотя сейчас и не так велик, как еще пару лет назад.

7 СОТОК И НЕ ТОЛЬКО
Немногочисленные интересанты «садовой красоты», разделились на две большие группы: hand made и сторонники профессионального решения. Первые были всегда. Они, как и прежде, создают все сами, порой даже без проекта, либо заказывают у профи проект, но реализуют его сами. Вторые предпочитают пройти со специалистами весь путь. Эту категорию заказчиков можно тоже разделить на две подгруппы. Условно назовем их «7 соток» и «Эксклюзивный макси».
7 соток, иногда 6, а иногда — 8. Такими по площади является большинство усадьб, которые в основном нынче благоустраивают «ландшафтники». Причем, часто не полностью, а либо переделывают чужие ошибки, либо дорабатывают чужие проекты, или «доблагоустраивают».
Вторая «Эксклюзивный макси» — категория немногочисленная, но весьма интересная. Это владельцы больших имений — 30 соток и более. Они хотят эксклюзивный профессиональный проект, в который заложена интересная идея, и предпочитают использовать на участке эксклюзивные МАФы.
Примечательно, что все заказчики нынче осознают: хороший ландшафт стоит дорого, но при этом хотят понимать, за что платят, внимательно изучают смету, и большинство из них ездит и выбирает с заказчиками растения, мощение, МАФы…

МОДА И СПРОС
Наблюдающийся несколько лет подряд интерес заказчиков к восточной садовой экзотике (японским садам) на сегодняшний день поутих. Альпийская горка тоже не в фаворе. Не очень велик спрос и на бассейны, в частности, стационарные.
В почете — зеленые газоны и розарии. Высок спрос на «природный ландшафт». Также есть тенденция к «миксированию» на участке элементов разного стиля. Часто сталкиваются ландшафтные архитекторы и дизайнеры с желанием заказчиков: «просто сделать уютно и красиво без привязки к какому-либо стилю».
В списке обязательных пожеланий и работ по благоустройству в последнее время значатся:

  • работы по подготовке территории;
  • планировка рельефа;
  • устройство дренажной системы;
  • устройство газона;
  • высаживание деревьев и кустарников;
  • устройство дорожек и площадок из любых материалов;
  • устройство подпорных стенок;
  • устройство декоративных водоемов, ручьев, фонтанов;
  • беседка, баня;
  • система освещения;
  • автоматизированная система полива.

ОПЕРАТОРЫ
Пару лет назад количество операторов рынка ландшафтного дизайна уже превышало три тысячи. Сегодня по всем сегментам их — не более тысячи. При всем этом достаточно большое количество фирм предлагает самые разнообразные услуги по ландшафтному дизайну, озеленению, архитектуре, по реализации элементов дизайна растений, строительного и отделочного материала.
Операторов рынка ландшафтного дизайна на сегодняшний день можно разделить на несколько категорий, в том числе и «узких специализаций».
Первая: ландшафтные архитекторы — специалисты «старой закалки», имеющие в своем багаже и архитектурное образование, и немалый опыт знаний по организации ландшафтного пространства. Таких профи немного (не более десяти на всю Украину), они почти нигде не рекламируются, так как в рекламе не нуждаются: по сути их «передают из рук в руки». Некоторые из них работают «в одиночку», а для выполнения работ привлекают на субподряд строительные бригады, «ведут» и контролируют весь процесс буквально от «а» до «я». А некоторые имеют собственные ландшафтные бюро.
Вторую категорию составляют тоже известные ландшафтные архитекторы и дизайнеры, но которые в основном работают в составе ландшафтной компании или садового центра.
Следующую категорию составляют ландшафтные и садовые центры. Сегодня эти компании предлагают и выполняют полный комплекс ландшафтных услуг, начиная от проекта и заканчивая полным благоустройством и озеленением. В числе наиболее известных: ЛАВАТЕРА, АКТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН, ЗЕЛЕНАЯ СИМФОНИЯ, ЛОЯ, НОВЫЙ СТИЛЬ, ЗЕЛЕНА КРАЇНА, ГРИН КРОНА, ЗЕЛЕНИЙ ДВІР, ГРИН АРТ, ВАШ САД, ЗЕЛЕНА МРІЯ, IL GARDINO (все — Киев), ГАРМОНИЯ (Запорожье), ПЕРВОЦВЕТ (Днепропетровск).
Далее можно выделить компании, имеющие более узкую специализацию. Из них решают вопросы по созданию газонов и предлагают для них травы АГРОЛЮКС, ДЕКСПОЛ и др.
Созданием бассейнов и водоемов занимается много компаний, из которых наиболее известны ДМБ, АКВАТОРИЯ ПЛЮС, АТМ, ВОДНЫЙ МИР, АКВА БАЛІ, ТВОЙ БАССЕЙН, АКВА ИНЖЕНЕРИНГ, АКВАМАСТЕР, АКВАПОЛИС, АСПАР ПУЛ и др.
Водные сады и растения для водных садов — это, прежде всего, ВОДНЫЙ САД (WATER FLORA).
Товары для прудов, аквариумистика — ТЕТРА ПОНТ (СУЗІР’Я), КАРМИЛ.
Системы полива — ИНТЕРПОЛИВ, ЭВКАЛИПТ и др.
Важное место в вопросе благоустройства территории занимают дорожки и мощение. Продукцию в этом сегменте предлагают ЖБК им. КОВАЛЬСКОЙ, АРТАН, CRH и некоторые другие компании.
Отдельное внимание — садовому инструменту. Садовладельцы уже оценили, что он значительно облегчает работу и позволяет достичь хороших результатов. Присутствующий на рынке Украины широкий ассортимент инструментов — в основном зарубежного производства: BOSCH, GARDENA, АЛЬЦЕСТ и некоторые другие. Предлагают также инструменты и оборудование для сада КЛОНДАЙК, ГИДРОСТРОЙМЕЛИОРАЦИЯ, ТЕХНОВЕКТОР, АЛ-КО КОБЕР.

ПОСАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Растения, представленные на отечественном рынке посадочных материалов, делятся на три группы. Первая: импортные. При выборе таковых стоит принять к сведению следующее. Бывает, что под видом известных брендов завозят либо фальсификат, либо растения климатически неадаптированные, либо «накачанные» сильными стимуляторами, которые придают дереву временную красоту. Такие деревья, к сожалению, часто погибают.
Вторая группа растений — отечественные, выращенные в питомниках Украины, прошедшие акклиматизацию и пригодные для посадки в наших садах и парках.
Третья — деревья, растущие в украинских лесах и лесопосадках, разрешенные к пересаживанию. При помощи современной техники такие деревья изымаются вместе с грунтом и перевозятся на будущее место обитания за несколько часов.
В этом сегменте достаточно известны: немецкие питомники ЛОРБЕРГА, питомник растений в Украине Ванна Ааласта КОРНЕЛИСА, а также компания ФЛОРА ИНЖЕНЕРИНГ, предлагающую профессиональную пересадку крупномеров.

НА ЗАМЕТКУ ЗАКАЗЧИКУ
Специалисты рекомендуют заказчику быть внимательным при выборе ландшафтной компании, поскольку уже нередки случаи как непрофессионализма, так и откровенного «кидалова», когда человек, называющий себя «специалистом по ландшафтному дизайну», брал аванс и исчезал с поля работ навсегда. Для садовладельца самым важным критерием в данной ситуации должна быть как рекомендация знакомых или друзей, которые воспользовались чьими-то услугами и остались довольны качеством выполнения ландшафтных работ, ценами, слаженностью и, конечно же, ответственностью за выполнение работы. А если выбор пал на малоизвестную компанию, то нелишним будут договор и гарантии как на работы, так и на посадочный материал. Системный и комплексный подход — один из гарантов отсутствия проблем в последующей его эксплуатации. Это же касается и ландшафтного дизайна.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
Заказчики ландшафтных услуг стали более требовательны к качеству, поэтому они не будут прощать непрофессионализма. Следовательно, будущее отрасли будет принадлежать профессионалам, качественным товарам и услугам и комплексному подходу в решении вопросов озеленения и ландшафтного дизайна. В посадочном материале будет доминировать импортная составляющая, хотя есть тенденция и к более активному развитию отечественных питомников, созданию профессиональных центров по продаже и уходу за растениями, улучшению качества материала и профессиональному уровню специалистов.

Автор: Александра Петрова
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

Форма входа
посетители сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс.Метрика